ЕГАИС
Назначение
С января 2016 года законодатели внесли изменения в правила продажи алкогольной продукции. Теперь закупка и продажа алкоголя розничными и оптовыми покупателями должны отображаться на сервере Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка. Данный процесс проходит с использованием ЕГАИС — единой государственной автоматизированной системы, которая регламентируется Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. (в редакции Федерального закона № 182-ФЗ от 29.06.2015 г.).
На деле новые правила продажи алкогольной продукции означают, что теперь оптовая закупка и розничная продажа каждой бутылки (в том числе пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) должна проходить не просто через кассу магазина, а с отражением факта покупки или продажи в ЕГАИС.
Для этого потребуется подключение каждой кассы через интернет к серверу Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка.
Фактически ФСРАР теперь сможет отследить путь любой бутылки алкоголя, снабженной акцизной маркой. Таким же образом будут отслеживаться и факты продажи поддельной продукции.
Кто и когда должен быть подключен к системе ЕГАИС-алкоголь
Для различных категорий установлены разные сроки обязанности фиксации данных в ЕГАИС:
производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объёмом свыше 300 тысяч декалитров в год — с 01.10.2015 года;
производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объёмом, не превышающим 300 тысяч декалитров в год — с 01.01.2016 года;
организации, осуществляющие оптовую продажу алкогольной продукции — с 01.01.2016 года;
организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции (в части оборота) — с 01.01.2016 года;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции (в части подтверждения факта закупки) — с 01.01.2016 года;
организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, в части подтверждения факта закупки — с 01.01.2016 года, а в части розничной продажи — с 01.07.2016 года;
организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, в части подтверждения факта закупки — с 01.01.2016 года, а в части розничной продажи — с 01.07.2017 года.
Новые требования закупки и продажи алкогольной продукции также распространяются и на предприятия общественного питания.
Кроме того, при подключении в более ранние сроки предприятие сможет вести журнал учета алкогольной продукции в автоматическом режиме с использованием возможностей системы ЕГАИС.
Как будет выглядеть продажа алкоголя на кассе, подключенной к ЕГАИС
Кассир, пробивая алкоголь по кассе, считывает код с акцизной марки специальным 2D - сканером штрихкода. Товар добавляется в чек. Кассовое программное обеспечение отправляет информацию о покупке конкретной бутылки алкоголя в программу ЕГАИС (универсальный транспортный модуль — УТМ), установленную на кассовом компьютере (предоставляется на бесплатной основе).
С использованием интернета и специализированной уникальной электронной цифровой подписи (требуется аппаратный крипто-ключ JaCarta SE PKI\ГОСТ) программное обеспечение ЕГАИС отправляет данные на сервер Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка. Сервер возвращает квитанцию. Данную квитанцию, свидетельствующую о законности, а значит и качестве, алкогольной продукции, кассир печатает с помощью специального принтера QR-кода.
Процесс приемки алкогольной продукции с использованием ЕГАИС
Для фиксации закупок алкогольной продукции предприятие должно закупать продукцию только у поставщиков, которые отправляют сведения о своих оптовых продажах в систему ЕГАИС.
Оптовому покупателю алкогольной продукции необходимо вести учет в программе, например в «1С», с использованием подключения к ЕГАИС.
В универсальный транспортный модуль (УТМ) программного обеспечения ЕГАИС, установленного на компьютере оператора-приемщика покупателя алкогольной продукции, с сервера Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка поступает аналог накладной от оптового продавца алкоголя. Данные поступают на основании распознавания уникальной цифровой подписи предприятия-покупателя (требуется аппаратный крипто-ключ JaCarta SE PKI\ГОСТ). Данные из УТМ программного обеспечения ЕГАИС поступают в учетную программу предприятия-покупателя алкогольной продукции. Оператор-приемщик товара должен или принять программными средствами поступившую накладную (с указанием наименования, количества, цены и прочих позиций товара), или сформировать акт о расхождении.
Что нужно установить в магазине для корректной работы с ЕГАИС
Оборудование:
✔ 2D Сканер двухмерных штрихкодов для возможности проверки легальности нахождения в обороте маркируемой алкогольной продукции.
✔ Терминал сбора данных со встроенным 2D-считывателем штрихкодов на склад для проверки товара при приемке
✔ Фискальный регистратор (с возможностью печати QR-кода и web-ссылки)
✔ Обычный персональный компьютер под кассу (ОС от Windows 7 и выше)
✔ Доступ в Интернет со скоростью от 256 кбит/с и выше
Программное обеспечение:
✔ Кассовое программное обеспечение.
✔ Программное обеспечение ЕГАИС (УТМ — универсальный транспортный модуль — один на магазин вне зависимости от количества кассовых аппаратов). Аппаратный криптоключ JaCarta SE PKI\ГОСТ с записанной на него квалифицированной электронной подписью и RSA ключом
Универсальный транспортный модуль АТОЛ HUB-19
Один из важнейших элементов, необходимых для подключения и работы с ЕГАИС. Он отвечает за автоматическую передачу данных о продаже и приёмке алкогольной продукции на сервер ФС РАР. Устройство полностью соответствует установленным обязательным техническим требованиям и действующим нормативным документам.